МБУК "Центральная библиотека"
городского округа "Город Губаха"

1.Общие положения
1.1. Центральная библиотека – информационное, культурное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. (Федеральный закон «О библиотечном деле» (далее ФЗ № 78), ст.1). Учреждена администрацией Губахинского районного поселения.
1.2. Библиотека общедоступна, т. е. предоставляет возможность пользования фондом и услугами всем гражданам без ограничений по уровню образования и специальности, независимо от пола, возраста, национальности, политических убеждений и отношения к религии, а также юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. (ФЗ № 78, ст.1.).
1.3. Библиотека является методическим центром для библиотек города.
1.4. В своей деятельности библиотека руководствуется законодательством России, Пермского края, постановлениями местных органов власти, Уставом библиотеки.
1.5. Порядок доступности документов, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотекой устанавливается в соответствии с Уставом библиотеки.
2. Права пользователей библиотеки
2.1. Каждый житель г. Губахи независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, вероисповедания имеет на территории города право на библиотечное обслуживание в МУК «Центральная библиотека Губахинского муниципального района» (ФЗ № 78, ст. 5 п. 1).
2.2. Лица, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, имеют право получать документы из фондов библиотеки через заочные или внестационарные формы обслуживания.
2.4. Иногородние граждане обслуживаются только в читальных залах библиотеки.
2.5. Жители г. Губахи могут быть записаны на абонементах библиотек только по месту прописки.
2.6 Все пользователи имеют право бесплатно получать в библиотеке:
– основные виды библиотечного обслуживания
– полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
– информацию по конкретному запросу;
– консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
– получить в читальных залах библиотеки во временное пользование любой документ из её фондов;
2.7 Пользователи имеют также право:
– участвовать во всех мероприятиях библиотеки;
– высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки;
– вносить предложения по улучшению работы библиотеки, её структуры;
– пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными (ФЗ № 78, ст.5,7).
3.Ответственность пользователей
3.1. Пользователь обязан соблюдать Правила пользования библиотекой. Пользователи, нарушившие Правила и причинившие ущерб библиотеке, компенсируют его в следующем порядке:
– при утере или порче документа из фонда библиотеки обязаны заменить их соответственно такими же или признанными равноценными. При невозможности замены – возместить их стоимость (сумма определяется библиотекой). Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных условиях;
– при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование на абонементе, обязаны возместить штраф в соответствии с правилами пользования абонементом или могут быть лишены права пользования библиотекой на сроки, установленные администрацией;
– за утрату документов из фонда библиотеки, причинение вреда и нарушение сроков возврата документов несовершеннолетними пользователями ответственность за них несут родители, попечители, опекуны (ГК, ст.26, 28);
– при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (Гражданским или Уголовным кодексами РФ).
3.2. Пользователи также обязаны:
– при получении документов тщательно их просмотреть, и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов, сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе;
– правильно формулировать запрос или тему;
– бережно относится к документам из фонда библиотеки (не делать в них никаких пометок или заметок, не вырывать и не загибать страниц);
– не выносить из помещения библиотеки (отдела) документы, если они не записаны в формуляре;
– возвращать документы в установленные сроки;
– не передавать читательский билет и библиотечные документы посторонним лицам;
– не нарушать расстановки в отделах с открытым доступом;
– не вынимать карточек из каталогов и картотек.
– верхнюю одежду, сумки и пакеты оставлять в раздевалке;
– бережно относиться к имуществу библиотеки;
– быть чисто одетыми, вежливыми и не нарушать правила общественного поведения;
– не вносить в читальный зал и абонемент печатные документы, портфели, сумки, пакеты;
– в читальных залах не разговаривать, не пользоваться мобильными телефонами;
– лица в нетрезвом состоянии не обслуживаются;
– пользователь обязан иметь при себе читательский билет.
4.Обязанности библиотеки
4.1. Библиотека обязана:
– создавать все условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к информации и документам;
– изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей;
– содействовать формированию у пользователей, особенно детей, информационных потребностей, принимать меры к привлечению населения к чтению и пользованию библиотекой;
– осуществлять библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание, внедряя новые технологии;
– обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей, оказывать помощь в выборе необходимых документов путём устных консультаций, предоставления в их пользование справочно-поискового аппарата;
– осуществлять учёт, хранение и использование находящихся в фонде документов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование. Сотрудники библиотеки при выдаче документов обязаны тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе, то же при приёме от пользователя возвращаемых им документов.
– систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов;
– библиотека по требованию пользователей обязана предоставить им информацию о своей деятельности и использовании фондов.
5. Правила записи пользователей (ФЗ № 78, ст. 7)
5.1. Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению паспорта, удостоверяющего личность; дети до 14 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства (ГК, ст. 361-363, 367).
5.2. При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре или читательском билете. При перемене места жительства, изменении фамилии или других изменениях пользователь обязан сообщить об этом в библиотеку.
6. Правила пользования абонементом
6.1. Абонемент – форма индивидуального обслуживания, структурное подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки на определённый срок и на определённых условиях.
6.2. Все граждане, имеющие постоянную прописку в г. Губахе, имеют право пользоваться абонементом, согласно правилам (см. пп.2,5, 5.1, 5.2 настоящих правил). Пользование абонементом бесплатное.
6.3. Иногородние граждане или граждане, имеющие временную прописку, имеют право пользоваться абонементом под залог.
6.4.Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок 15 дней. Срок пользования новыми документами - 5 дней.
6.5. Пользователь может продлить срок пользования документами лично или по телефону, но не более 2 раз. Документы повышенного спроса продлению не подлежат.
6.6. Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных материалов.
6.7. Библиотекарь напоминает читателю через 20 дней письменно или по телефону о необходимости возврата документов. Если документы не возращены, библиотека применяет штрафные санкции:
– брать за каждое издание и за каждый просроченный день пени в сумме, установленной приказом по библиотеке (ФЗ № 78, ст.13, ГК, ст.334-336);
– перевести читателя, имеющего право на бесплатное обслуживание на абонементе, на обслуживание под залог (ГК, ст.334-336);
– лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ГК, ст.12);
6.9. Пользователь лишается права пользования библиотекой:
– за вынос печатного документа - на 6 месяцев,
– за порчу печатного документа - на 1,5 месяца,
– за кражу печатного документа - на 2 года,
– за неоднократную утерю документов - на 2 года.
6.10. Пользователь обязан расписаться за каждый полученный на абонементе документ. При возврате документа расписка пользователя погашается в его присутствии подписью библиотекаря.
6.11. Дошкольники и учащиеся 1-3 классов за получение документов не расписываются. Гарантом является поручительство родителя или других законных представителей.
6.12. Формуляр читателя и книжный формуляр являются документами, удостоверяющими даты и факт выдачи читателю документов и приёма их библиотекарем.
6. Правила пользования читальными залами
7.1. Читальный зал – структурное подразделение библиотеки с помещением или выделенным местом для чтения и форма обслуживания читателей – предоставление возможности пользования документами в помещении библиотеки.
7.2. Читальный зал бесплатно обслуживает всех желающих по предъявлению паспорта. В случае отсутствия такого документа читатель имеет право на единовременное пользование читальным залом по разрешению библиотекаря.
7.3 Число документов, выдаваемых в читальных залах, не ограничено.
Редкие, ценные издания, энциклопедии, словари, справочники, единственные экземпляры, документы, полученные по МБА, на дом не выдаются, ими пользуются только в читальном зале.
7.4. В соответствии с Положением о «ночном абонементе» из читального зала выдаются документы за плату и под залог.
7.5.Пользователь обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале на дом документ.
7.6. Пользователи – дети в формулярах не расписываются.